ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ С ДМИТРИЕМ САПАРОВЫМ

Филиппины (Ноябрь 2010)

Вообще-то, мы планировали поехать в Индонезию. Не получилось.
Встал вопрос – куда ехать? На размышления и сборы 3 дня… Первым вариантом была Эфиопия – вулкан Далол манит нас уже не первый год. Порылись по Интернету и выяснили, что, к сожалению, до вулкана можно добраться только начиная с конца ноября. Перебрали полмира и остановились на Филиппинах, отчасти потому, что туда были билеты за разумные деньги. Перед вылетом накачали отчетов из Интернета, купили LP, и маршрут начали разрабатывать уже в самолете и во время стыковки в Дубае.

Удивительное дело – в стране 7 с лишним тысяч островов, а ездят все на одни и те же! Мы так хотели найти что-то новое, посетить какие-то неизвестные доселе места, увидеть нетуристические Филиппины… А проехали в итоге по самому банальному и избитому маршруту))

Филиппины

Судя по путеводителю, страна во многом похожа на Индонезию – тоже Юго-Восточная Азия, тоже расположена на тысячах островов, тоже вулканы и белоснежные пляжи… Один большой плюс – повсеместное владение английским языком (наследие колонизации), что всегда облегчает взаимопонимание между народами.

Летели до Манилы ровно сутки с пересадкой в Дубае. Столица Филиппин оказалась типичным азиатским мегаполисом – небоскребы в центре и трущобы вокруг, примерно как в Джакарте или Бангкоке.

На следующий день выдвинулись из Манилы на остров Миндоро. Нашей целью был маленький остров North Pandan, находящийся недалеко от Западного побережья Миндоро. Билетов на самолет купить не удалось, поэтому мы взяли пакетный билет автобус+паром до города Пуэрто Галера. Это очень удобно – вас привозят сразу на причал города Batangas, и засовывают в нужный вам корабль. Потому что на пристани царит хаос, и, кроме вашего, еще пару дюжин кораблей – не так-то просто разобраться. На автобусе от Манилы до Батангаса ехать часа два-три, плюс плыть потом еще час.

По прибытию в Пуэрто Галеру выяснилось, что сначала надо доплыть на другой лодке до села Abra de Ilog, и там сесть на автобус, идущий до города-деревни с армянским названием – Саблаян (Sablayan). По суше эти два пункта никак не соединяются. Однако, все лодки в Абра Де Ило уже ушли в первой половине дня, и мы можем только нанять частную. Пришлось это сделать. Стоило недешево за такой короткий переплыв, однако – куда было деваться?

Наняли небольшую банку (так называются филлипинские лодки) с жутко тарахтящим мотором. Плыли почти два часа. Когда впереди замаячила пристань Абры, ботмен сказал, что пристать к ней невозможно - очень высокая волна. И он может нас высадить только на каком-нибудь пляже поблизости. Волна и правда высокая, лодку подбрасывало, как щепку, даже толком пристать к берегу не удалось. Пришлось прыгать прямо в воду. Когда ботмен на вытянутых руках нес наши фоторюкзаки по горло в воде, было очень страшно. Дальше - пешком через джунгли, и мы вышли на пирс, куда должны были приплыть и взять там такси.

Филиппины

Появление двух мокрых белых с большими рюкзаками местные восприняли практически, как второе пришествие, но на стоимость такси это никак не повлияло. Торговаться с пришельцами водилы не захотели и долго стояли на своем. Немного сбив цену, мы взяли такси и три часа ехали до Саблаяна, где мы снова сели на лодку и еще минут двадцать плыли до острова Пандан.

Самое интересное, что поехали мы на Пандан наобум безо всяких договоренностей. На отправленное с вечера письмо единственная гостиница острова не ответила, дозвониться по указанному на сайте номеру мы долго не могли. Когда на наш звонок в гостинице наконец ответили, мы уже давно были в пути. Нам повезло, что места у них были (это было первое чудо). С этого момента мы решили, что нам везет. Нам и правда всю эту поездку крайне везло – мы попадали в те места, которые надо бронировать сильно заранее, легко вписывались в нужный транспорт, покупали редкие авиабилеты.

Мы вывалились со своими рюкзаками на пляж Пандана в 8 часов вечера – дорога от Манилы до острова заняла у нас ровно 13 часов. Возникает логичный вопрос – зачем мы ехали на этот Богом забытый остров?... Дело в том, что в это время года только с этого острова можно отправиться на Апо-риф, о котором мы много читали хорошего. На Филиппинах два самых известных рифа – Туббатаха и Апо. Мы бы с радостью посетили оба, но на Туббатаху в это время не ходят из-за неустойчивой погоды и сильной волны. Поэтому нам остался только Апо-риф. Конечно, самым удобным вариантом было бы дайв-сафари, но его надо заказывать за полгода.

Только потом мы поняли, насколько нам действительно повезло. Остров Пандан и имеющийся на нем отель и дайвцентр – это единственный и самый ближайший путь попадания на Апо риф с берега. Стоит ли говорить, что отель безумно популярен у дайверов, и в высокий сезон надо заказывать места сильно заранее.

На Пандане располагается небольшой резорт, заправляет в которым Доминик – типичный француз, с большим носом, эмоциональной жестикуляцией и перманентно поддатый. Резорт рассчитан человек на 40-50.

Мы планировали провести тут три дня и двинуться дальше. К огромному нашему разочарованию узнаем, что на ближайшие несколько дней все рейсы на Апо-риф заполнены. Мы можем арендовать большую лодку на двоих, но удовольствие это очень дорогое. Второй вариант - ждать, когда найдутся еще желающие поехать на риф. Мы сильно ограничены во времени, и не можем оставаться здесь долго. Но и уехать, не побывав на рифе, не могли. Решили подождать один день и надеяться на чудо.

По ночам здесь обычно шел дождь, и становилось прохладно. Вообще, Пандан оказался самым холодным местом из всех посещенным нами на Филиппинах. Ни о какой тропической жаре не шло речи. Горы соседнего Миндоро постоянно собирают вокруг себя облака, и поэтому здесь очень часто идет дождь.

Пока ждали, погружались в окрестностях острова. Риф здесь сильно не впечатлил, кроме того, была очень плохая видимость. Разве что черепах тут было много.

Время шло, и мы уже потихоньку начали думать о том, как же мы будем отсюда выбираться. О проделанной дороге до Пандана мы вспоминали с содроганием. Проделать тот же путь в обратном направлении еще раз не было никакого желания. Дальше мы хотели добраться до города Корон на соседнем острове Бусуанга. На карте это совсем рядом с Миндоро, однако, никакого регулярного транспорта между соседними островами нет. Есть, по сути, только один гарантированный путь: доехать от Саблаяна до столицы острова Сан Хосе, переночевать там, и утром улететь в Манилу, а оттуда уже в Корон. И это при наличии нужных билетов и стыковок! И, по сути, мы теряем почти два дня только на перемещения.

Мы сразу решили, что таким путем не пойдем, и стали искать лодку до Корона.
Узнав об этом, Доминик замахал на нас руками и разразился длинной речью о том, что это дорого, опасно, и вообще маловероятно. И что не надо изобретать велосипед, а надо лететь на самолете, как все и делают. Много вас было умных, желающих уплыть на лодке, но в итоге все улетали на самолете.

Мы приставали с вопросом о лодке к каждому встречному, и к вечеру уже весь остров знал, что мы ищем лодку в Корон. И все нас спрашивали при каждом удобном случае: «Ну что, нашлась лодка в Корон?». Однако, лодка все не находилась.

Вечером мы поплыли на «большую землю». На пристани Саблаяна всегда масса рыбацких лодок, мы надеялись попытать счастья там. Город встретил нас проливным дождем и горсткой неадекватных рыбаков под навесом на пристани. На вопрос про лодку до Корона они как-то глупо нам заулыбались.

Вообще, Саблаян значится в LP как достопримечательность острова Миндоро и место, достойное посещение. Не стоит верить этому – это обычная азиатская задница с бетонными домами-сараями и отсутствием каких-либо достопримечательностей и колорита. Мы не смогли найти в нем ни одного места, чтоб поесть, а пока искали, единственный в городе продуктовый магазин тоже закрылся. Под проливным холодным дождем мы ни с чем поплыли обратно на Пандан.

А потом случилось Чудо №2! Непонятно откуда образовалась австрийская пара, которая тоже хотела попасть на Апо риф на следующий день. Они были нам рады не меньше, чем мы им, т.к. теперь стоимость аренды лодки мы делили пополам.

Апо-риф

Утром следующего дня выдвинулись на Апо-риф. Плыть два часа. Погода отличная. На самом рифе народу нет вообще, ни одной лодки, кроме нашей. За день погружались три раза.
Риф касивый, но сказать, что потрясающий, язык не поворачивается. Очень много мелкой рыбы, черепах, издалека видели: манту, рифовых акул, стаю барракуд. Кораллы красивые, но таких и на Красном море в изобилии. Короче говоря, дайвинг в Египте не менее эффектен, но гораздо более доступен. Поснимать много не удалось, поскольку толком еще не освоено подводное оборудование.

Пока мы плыли на Апо риф, произошло Чудо №3! К нам подходит капитан нашей лодки говорит, что он может позвонить знакомым рыбакам, и они нас отвезут в Корон! Мы от радости чуть не падаем за борт и, затаив дыхание, ждем цену. Объявляют сумму в местных песо. Мы складываем в уме наши затраты на путь по земле от Саблаяна до Сан Хосе + самолеты + расходы на гостиницу в Сан Хосе и понимаем, что это очень выгодное предложение. Мы спрашиваем, что за лодка будет? Нам обещают «примерно вот такую» и показывают пальцем на небольшую рыбацкую посудину в море. Мы так рады, что нам уже фактически все равно. Ура, завтра мы плывем в Корон!

Всю ночь идет страшный ливень. Завывает ураганный ветер, клонит деревья к земле. Звук падающей с неба воды заглушает все остальные. Просыпаемся с одинаковой мыслью – и как мы поплывем завтра по открытому морю при такой-то погоде? К нашему огромному облегчению, к рассвету стихия успокоилась.

Мы прощаемся с Панданом. Что сказать про него? Сам остров и гостиница на нем никаких особенных впечатлений не оставили. Ни хороших, ни плохих. Уезжали без малейшего сожаления. Пляж очень средний по филлипинским меркам, к тому же его никто толком не убирает. Персонала в гостинице полно и все очень дружелюбны, всегда ответят на любой вопрос и помогут, но все как то… недоделано что ли, не доведено до ума, неряшливо. Оторваться от цивилизации особо тут не получится – слишком уж близко большая земля – вечером вы наблюдаете не открытый океан, а огни Саблаяна прямо напротив, и с 5 утра и до заката рядом с островом не прекращается оживленное движение сотен рыбацких лодок, которые выходят в море за уловом. В общем, если бы не Апо риф, мы бы сюда не поехали, само по себе место не стоит потраченного времени и усилий, чтобы добраться до него.

Итак, на рассвете мы загрузились в рыбацкую лодку и поплыли в Корон. Лодка оказалась несколько меньше, чем мы ожидали. Типичная рыбацкая банка. Команда – аж 5 человек. Плюс мы двое, плюс наши 35 килограммов вещей и оборудования. Мы все еле уместились на лодке. Время в пути – 7 часов, что сопоставимо с перелетом из Дубая в Манилу на Боинге компании Emirate Airways. Аналогии напрашиваются сами собой))

Это капитан корабля.

1. laggy | 12.13.2010 | ответить

у вас фотографии как всегд замечательные! вы их пост-обрабатываете? кажется как-будто бы и нет а все это естественная красота съемки - тогда вы просто молодцы - умеете снимать и без фотошопа! :)

1. Анна & Дмитрий | 12.14.2010 | ответить

Обработка минимальная - конвертация из raw, и небольшая доводка в фотошопе. Это естественная красота))

2. Дима | 12.13.2010 | ответить

Плакат с Бритни Спирс решает)

Нас он тоже зацепил))

3. vasilisa | 12.14.2010 | ответить

Сказать, что это красиво -ничего не сказать! Это Божественно красиво! Каждый день заходила на ваш сайт - ждала когда-же появится отчет! Спасибо!

Не преувеличивайте))) Спасибо!

1. Ольга | 12.14.2010 | ответить

тоже долго ждала отчёта, было интересно)) очень понравились острова!! Какая страна на очереди следующая? ;)

1. Анна & Дмитрий | 12.14.2010 | ответить

Ну, это разве долго?... Отчет про Португалию мы уже почти год не можем сделать))) Следующие на очереди Аргентина и Чили.

4. Евгений | 12.15.2010 | ответить

Спасибо за рассказ! Всегда читаю с большим удовольствием!

1. Анна & Дмитрий | 12.15.2010 | ответить

Женя, тебе спасибо! Заходи еще))

5. Vyatich | 12.16.2010 | ответить

Отлично, спасибо! Великолепные фото.

1. Анна & Дмитрий | 12.16.2010 | ответить

Спасибо!

6. Adel | 12.17.2010 | ответить

Читая и разглядывая, я как будто фильм целый посмотрела о ваших приключениях. Очень нравится легкий язык повествования. Нет лишнего, но и не сухой отчет. Чувствуется огромная любовь, к тому что вы делаете - исследуете мир.

1. Анна & Дмитрий | 12.17.2010 | ответить

Ну, какие это приключения?... Так - курортные записки)))

7. Iren | 12.18.2010 | ответить

Приветствую вас, великие путешественники! Рада снова с вами встретиться, наконец-то дождались нового рассказа! Получила очередную порцию удовольствия от таких ясных, ярких, харАктерных фотографий! Хороши и море, и небо,и острова, и машины, и лица людей, и зверушки... Можно перечислять и дальше, но не найдется ничего, что бы не понравилось... Вы молодцы, как всегда завидую вам. Желаю вам дальнейших радостей от путешествий, новых маршрутов!

1. Анна & Дмитрий | 12.18.2010 | ответить

Ну, какие мы великие путешественники?))) На одном форуме, после прочтения отчета о Филиппинах, нас назвали даунами и пакетниками...

1. Iren | 12.18.2010 | ответить

Даже дар речи потеряла... За что же? Не расстраивайтесь, адекватные люди не станут такие вещи писать, а неадекватным - Бог судья! Посмотрите, сколько у вас искренних поклонников, какая доброжелательная атмосфера в вашем блоге, вы доставляете удовольствие видеть прекрасные снимки и путешествовать вместе с вами. Ведь очень не многие могут себе позволить посещать такие места...

1. Анна & Дмитрий | 12.18.2010 | ответить

Да мы и не расстраиваемся. Пакетниками нас назвали за то, что в Маниле мы взяли комплексный билет - автобус/лодка, а не тряслись на джипни, как это делают настоящие бэкпекеры))

8. Игорь | 12.19.2010 | ответить

Спасибо за путешествие. Сомнений больше нет в следующий отпуск в Филиппины. Вы умеете видеть, а это дар. Еще раз - спасибо!

1. Анна & Дмитрий | 12.19.2010 | ответить

Пожалуйста! Надеемся, вам понравится на Филиппинах.

9. Ольга | 12.19.2010 | ответить

спасибо за прекрасный отчет. С большим интересом все просмотрела и с улыбкой) Понравился портрет филиппинцев, как народности, захотелось к ним в гости)

1. Анна & Дмитрий | 12.20.2010 | ответить

Ольга, спасибо! Поезжайте, не пожалеете))

10. Ерлан | 12.20.2010 | ответить

Здравствуйте Аня и Дима! Совершенно случайно оказался на вашем сайте, на википедии знакомился с Индонезией, решил узнать про коренных жителей, их называют Папуасами. Открывается страничка с информацией и ниже ссылка. Да! Ведь не зря нашу планету называют голубой жемчужиной Вселенной! Эхх как же я вам завидую!!! Мне кажется путешествие по миру, увидеть её во всей красе единственное ради чего стоит жить на белом свете! Эх выпала бы мне такая возможность! Наверняка ощутили себя в какой-то мере первооткрывателями! Прекрасные снимки, особенно подводные! Кстати вы же побывали в Бразилии. Поделитесь мнением об Амазонии! Самая большая низменность на Земле!

1. Анна & Дмитрий | 12.20.2010 | ответить

Ерлан, добрый день! Первооткрывателями сейчас очень сложно быть, почти все уже открыто, исхожено, описано. В Папуа было очень необычно. Возможно, это самое необычное место, которое мы посетили. А про Амазонию ничего рассказать не можем, поскольку были в Бразилии только на Игуасу и в Рио.

11. Арман | 12.20.2010 | ответить

Райское местечко! А ведь многие из них не подозревают, что живут в райском уголке земли. З.ы. Дима, Аня, как банально не звучало, но рассказ и фотографии как всегда, на высшем уровне! :)

1. Анна & Дмитрий | 12.20.2010 | ответить

Райскость этого места можно оценить только живя в холодной России. Местные жители, наверняка считают иначе. Например, одна наша знакомая с Мадагаскара постоянно пишет, что хочет уехать в Москву насовсем. А знакомый из Йемена стремится получить российское гражданство... Хорошо там, где нас нет))

12. frankazoid | 12.20.2010 | ответить

Отчет супер! Сами стараемся путешествовать и фотографировать, но столько не объездили конечно. Есть ли уже у вас план поездки по Аргентине/Чили? Места выбираете волшебные, а мы тут живем, только выбрать сложно :) Воспользовались бы вашими подсказками

1. Аня | 12.20.2010 | ответить

Да, есть примерный маршрут. Мы поедем в чилийскую и аргентинскую Патагонию. Пунта Аренас, Пуэрто Наталес, парк Пайне, Калафате, Чайтен, Карретара Аустрал, Чилоэ... Ну вот примерно так. Довольно банальный туристический маршрут, очень раскрученные места. А вы где живете?

1. frankazoid | 12.20.2010 | ответить

мы в Буэнос Айресе. Пересечься бы с Вами, пообедать, поучиться фоткать )) Но в Патагонию не знаю теперь когда поедем, вот в Барилоче и окрестностях были в сентябре только.

1. Аня | 12.25.2010 | ответить

Мы будем в БА 27 декабря, 28 уезжаем. Как с вами связаться? Напишите в почту.

1. frankazoid | 01.08.2011 | ответить

Только что увидели сообщение :/ Хотя все равно 27го были в Уругвае. На обратном пути через Буэнос поедите?

1. Аня | 01.11.2011 | ответить

Budem v BA 19-20.01

2. frankazoid | 01.08.2011 | ответить

и что-то не можем вашу почту найти на сайте. вы нашу полагаю можете видеть, так что пишите сами :)

1. Аня | 01.11.2011 | ответить

Napisali))

13. Ерлан | 12.20.2010 | ответить

Люди!!! Можно совершить виртуальное путешествие не выходя из дома! Существует Чудо проект Google Earth.

1. Анна & Дмитрий | 12.20.2010 | ответить

Google Earth - отличный проект, но плохая замена реальным поездкам))

14. Ерлан | 12.21.2010 | ответить

Есть два великих путешественника - Всюду и Нигде.

Типа того

15. Irina | 12.22.2010 | ответить

Фотографии супер, как всегда! Какие места красивые! У Ани такой загар, м-м-м)))

1. Анна & Дмитрий | 12.25.2010 | ответить

Уже почти отмылся загар))

16. dubrovskaya | 12.24.2010 | ответить

Спасибо за все написанное и показанное! Интересно и красиво!

1. Анна & Дмитрий | 12.25.2010 | ответить

И вам спасибо! Мы вас регулярно читаем)))

17. татьяна | 01.16.2011 | ответить

ну наконец-то нашла ваш отчет. спасибо за интересный рассказ, собираемся в марте, но впервые дикарем, летим в Манилу, пыталась бронировать гостиницу, но цены нереальные, подскажите, пожалуйста, можно ли на месте устроится и каким образом лучше. Хотим лететь на о.Палаван( а где там можно остановится), там в Эль-Нидо, как лучше бронировать билеты по инету или возможно по приезду. в каком виде брать деньги (карта, наличные и во сколько реально может обойтись бюджетная поездка, у нас 20 дней и что еще можно посетить). Помогите, поделитесь своим опытом!! заранее благодарю. почти никакой инфы, только как заказать тур!

1. Анна & Дмитрий | 03.19.2011 | ответить

Пардон, только заметили ваш комментарий. Возможно, уже поздно давать советы. А вообще в Интернете ОЧЕНЬ много информации о Филиппинах. Вот здесь, например http://forum.awd.ru/

18. Ирина | 09.07.2011 | ответить

Дмитрий и Анна, скажите сколько интересно стоит Ваше путешествие ? Думаю, может тоже получиться такое незабываемое путешествие

1. Анна & Дмитрий | 09.08.2011 | ответить

Ирина! Сейчас уже точно не помним. Кажется, вся поездка обошлась тысяч в 60 на каждого. Можно посетить Филиппины очень недорого, если поймать распродажи авиабилетов, и жилье недорогое найти.

19. Сергей | 05.12.2013 | ответить

Спасибо за представленную возможность по путешествовать вместе с Вами по Филиппинам) было здорово и очень интересно. Главное русское слово- это 5 + )))

1. Анна & Дмитрий | 05.12.2013 | ответить

Да, было хорошо)) Заходит еще!

20. Надежда | 05.28.2013 | ответить

Анна и Дмитрий давно являюсь Вашей поклонницей. Слово давно это больше двух лет. На ваш сайт впервые попала случайно. И очень этому рада. Сначала перечитала репортажи об всех странах, потом стала ждать новых отчетов. Повторю мнение большинства, но действительно просто великолепные фотографии и очень легко читаемый текст. Лаконичный, с чувством юмора. Хотелось бы знать когда ожидать следующий репортаж. В советское время была передача Сенкевича Вокруг света, ее смотрела многомиллионная аудитория. Ведь большинство поклонников этой передачи никогда не выезжали за рубеж, но благодаря этой передаче могли увидеть этот замечательный окружающий нас мир. Я знаю, что в большинство стран где Вы были, я никогда не попаду, но благодаря Вам я частично их видела. Поэтому огромное спасибо.

1. Маша/Анна/Дмитрий | 05.30.2013 | ответить

Надежда, добрый день! Очень приятно, что наши поездки интересны не только нам. Считайте, что мы были там вместе)) Новые репортажи будут обязательно, и уже скоро. Наша жизнь с появлением дочки сильно изменилась, и мы не имеем теперь возможности сломя голову мотаться по миру как раньше, но, в нашем нынешнем положении очень много плюсов. Последнее время, проведенное Аргентине гораздо важнее и полноценнее, чем короткие пробеги по другим странам.

21. Марат | 12.09.2013 | ответить

Музыканты-официанты это супер... Интересно читать, когда Вы пишите про местных жителей, их нравы , характер и особенно как хотят Вас развести. Очень нравятся их фото! Есть ли схожесть индонезийцев и филиппинцев ? Большое спасибо!

1. Маша/Анна/Дмитрий | 12.10.2013 | ответить

Филиппинцы и индонезийцы внешне довольно похожи, но у них совершенно разные языки и культура. Спасибо!

© 2009-2023 saparov.ru. Техническая поддержка Иван Куликов. Написать авторам сайта можно тут.