ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ С ДМИТРИЕМ САПАРОВЫМ
Постальтиплановый синдром (Январь 2010)

Уже прошло несколько дней после возвращения с Альтиплано. Поездка по плато произвела на нас настолько сильное впечатление, что все последущие дни мы находимся в прострации и пытаемся вернуться к реальной жизни. Получается это не очень убедительно))

Изначально у нас были планы поездить по Боливии после посещения Альтплано, но это была наша ошибка. Нужно было сразу после возвращения с плато уехать из страны, чтобы не портить впечатления. Дело в том, что в Боливии самая красивая природа, но при этом самое противное население, которое нам приходилось встречать.
Боливийцы - самый некрасивый и неприветливый народ, из всех виденных нами. Ни одного красивого лица, ни одной улыбки на этих страшных физиономиях. Невероятное количество калек и попрошаек. Понятно, что жизнь у них тяжелая, но мы бывали и в более бедных странах, а такого уныния не встречали нигде. Возможно,отрицательные ощущения усиливаются нашей ностальгией по Альтиплано.

Ниже более подробное описание от Ани.

11 января
Мы только что вернулись с Альтиплано. Обычно все туры заканчиваются в городе Уюни, на краю солончака. За 3 минуты, проведенных там, мы поняли -
надо отсюда валить. И сразу уехали в город Потоси - это около 6 часов езды от Уюни. Там попрощались с нашим экипажем, который стал нам уже почти родным, и заселились в лучший отель города.
Никогда не думала, что горячий душ - это такое счастье!))
Потоси расположен на высоте 4000 метров и весь лежит на крутых холмах. Мы на приличных высотах уже более 2 недель, но организм, похоже, и не думает привыкать. Опять появилась сильная одышка и учащенное сердцебиение.
Идем искать еду. Почему-то везде одна итальянская кухня. Как мы поняли еще на старте нашего маршрута, готовить пасту боливийцы не умеют - макароны безбожно разваривают до состояния каши. А как им объяснить, чтоб недоваривали? Никак. Едим невкусно.
PS Боливийское пиво хуже аргентинского, но пить можно. Национальный бренд называется Хуяри
("Huyari").

12 января

Сегодня был день ущерба. Я проломила собой крышу, а Дима оторвал ручку в такси.
В Потоси очень красивые крыши - средневековые, черепичные, красно-оранжевые. У нас в отеле тоже был выход на крышу и я думала - а как сфотографирую я щас оттуда красивый вид! Дима мне сказал - "Не ходи, они тут хлипкие", но сказал как-то не очень убедительно, и я пошла. А крыша оказалась совсем не черепичная, а из какого-то плексиглаза или какого-то похожего материала и просто лопнула подо мной. Хорошо что рядом был кусок нормальной черепицы, за который я и уцепилась. Сломанная крыша при этом подняла облако стекловатной пыли, и пыль эта потом весь день была у меня во всей одежде и очень кололась. И первая мысль у меня была - надо бежать отсюда, пока никто не видел а то заставят еще возмещать ущерб крыше) А еще я думала - куда же я провалилась, может ногами в какой-то номер, или не дай бог на ресепшн? Но заглядывать вовнутрь не было времени, мы быстренько с крыши убежали. И пошли гулять по Потоси.

Вообще Потоси очень красивый и корлоритный, там более 80 церквей, как пишет путеводитель. Мы некоторые из этих церквей осмотрели бегло, но сфотографировать их очень сложно, потому что улицы узкие и все здания зажаты друг другом. А еще по Потоси очень неудобно гулять, особенно с фотоаппаратом. Потому что тротуары очень узкие, а народу идет много, буквально поток. И если ты встал что-то сфотографировать, то толпа тебя все равно несет дальше, невозможно даже на 3 секунды остановиться. Поэтому фотографий Потоси у нас мало. В Потосиколоритные бабки - они в большинстве своем носят национальные наряды и у них волосы до попы, заплетенные в косы. Но бабки очень злобные и фотографировать себя не дают - если видят фотоаппрат, то сразу отворачиваются или кроют фотографа матюками. Мы местного языка (кечуа) не понимаем, но по интонациям сразу ясно, что это мат. Еще у местных бабок потрясающе толстые попы и кривые ноги. Я даже не знаю, как природа умудрилась совместить такое вместе. Плюс национальные бабкинские юбки в складочку визуально увеличивают эффект и попы у них становятся совсем необъятными. Я вот думаю, если мне такую юбку одеть, у меня тоже такая попа станет? Дима говорит что вряд ли.

У нас после Альтиплано наступила какая-то полная апатия. И цивилизация с ее бабками и церквями вообще никак не ложится на наше настроение. Опять хочется пустынных пейзажей. Но такого тут уже нет. У нас некая проблема из-за того, что мы покупали билеты из Боливии в Бразилию заранее. Мы уже никак не можем поменять даты вылета и у нас есть несколько пустых дней в Боливии. И нам их надо чем-то занять. А занять, кроме городов, нечем. Мы изучаем путеводитель и никак не можем понять, чего нам дальше хочется. Потому что на самом деле уже ничего не хочется.
Поэтому мы решаем ехать в следующий город - Сукре. Потому что вокург Сукре есть красивые горы и в них живет какая-то особая народность со своей культурой и языком. И мы нанимаем такси до Сукре. Этот был наш самый лучший таксист за всю боливийскую часть пути! Потому что таксисты в Боливии это вообще отдельная темa. Во-первых, они все, все до одного, прежде чем вас куда-то везти, сначала заезжают к себе домой. Там в зависимости от семейной ситуации они берут с собой кого-то из домашних - кому в этот момент нечего делать, тот и едет. Причем едет без всяких на то причин, а просто развлекает таксиста по пути разговорами, потому что просто так таксисту ехать скучно. Кроме родственников, в пути таксиста развлекают песни. Песни все как одна - про корасон (то есть сердце). Один раз ради интереса мы стали считать кол-во слова "корасон", встречающегося в одной песне. Так вот, в одном куплете боливийского попсового шедевра это слово встретилось 12 раз!
Вернемся к нашему лучшему водителю. Он тоже перед тем, как везти нас в Сукре, заехал к себе домой - но там желающих составить ему компанию не нашлось, и он поехал один. Это был уже плюс. А еще он не включил нам песни про корасон! У него был диск с европейскими хитами, которым мы и подпевали всю дорогу.

Bодитель наш ехал очень быстро, а дорога была - серпантин. И на каком-то повороте Дима так сильно держался за ручку над окном, что эту ручку оторвал. Так что мы с ним были квиты. У меня - крыша, у него - ручка.
Сукре нам понравился. Он выглядит совершенно по-европейски. Люди стали похожи на людей,
и как мы с димой вместе заметили - девушки стали появляться симпатичные. До этого в Боливии мы вообще ни одного красивого лица не видели. Потому что мужское население все как один похоже лицом на своего президента Эво Моралеса, а он, с вою очередь, как заметил Дима, очень похож на неудачное изображение Карлсона. А женщины все представлены бабками с толстыми задами. Дети иногда попадались красивые, но куда потом девается вся красота - непонятно.

Так вот, Сукре. Тут много ресторанов и баров, но готовят там совершенно невкусно. Мы постоянно скучаем по арегнтинскому мясу, но тут его готовить просто не умеют. Как впрочем и многие другие блюда. Протестировав рестораны Сукре на пригодность, и так и не получив никакого удовольствия от еды, сделали вывод - не надо выпендриваться и заказывать филе миньон, а надо брать то, что все едят - курицу и картошку. На это у местных еще хватает мастерства.

13 января

Сегодня у нас день обломов. Утром мы поняли, что нам уже совсем неинтересно оставаться в городе, и надо уехать и отдыхать от цивилизаци в какое-нибудь приятное место на природе. Узнали в местном турбюро, где такое место есть, и нам посоветовали ферму в 12 км от Сукре. Мы наняли таксиста и поехали туда наугад. Ферма оказалась на ремонте, и нам оставалось или возвращаться обратно в Сукре, или опять же наугад ехать в деревню, где живет та самая народность со своим языком и культурой. Мы поймали нового таксиста, потому что первый ехать отказался. Наш новый таксист был потрясающе противный тип (хотя и первый не лучше). Во-первых, он тут же поехал к себе домой и взял толстую жену. Жена взяла с собой приемник, полный песен про корсаон! Эта парочка всю дорогу не прекращая жевала коку.

Деревня всего в 40 км от Сукре находится, но по пути жуткий серпантин посреди горного массива. Вообще горы были очень красивые, и мы уже очень

хотели остаться там пару дней порелаксировать. Релаксировать мы собирались в неком пятизвездочном отеле за безумные по боливийским меркам деньги. Про этот отель мы прочитали в нашем путеводителе. И вот мы едем по серпантину с обдолабанным водителем и думаем - только бы этот отель был не на ремонте и только бы там были места! Когда мы доехали до деревни, таксист нас хотел высадить со всеми нашими рюкзаками прям у первого же дома. Мы замахали руками - нам надо найти информационный центр!

И отель! Таксист довез до какого-то поворота и дальше ехать отказался. Мы смотрим - вокруг какое-то запустение, и представители этой самой редкой народности ходят абсолютно косые от коки, и от них к тому же за версту несет пивом. Водитель все порывается уехать, бросив нас среди этой народности, а мы не видим вообще никакого отеля. Нашли информационный центр - судя по количеству пыли, он очень давно не функционировал. Потом мы с большим трудом нашли даже пятизвездочный отель - он был наглухо закрыт. Видитель увидел запертую дверь отеля и снова начал пытаться выставить наши рюкзаки из машины - нашли же типа ваш отель, все, выметайтесь из моей машины! Вот урод. Мы повздыхали, и уехали обратно в Сукре. Не сложилось у нас с редкой народностью.

14 января

Сегодня у нас день открытий. Во-первых, мы решили перестать метаться и страдать, что мы так долго сидим в городах, а решили расслабиться и начать получать удовольствие. У нас вроде бы уже получается.
Боливия - очень дешевая страна. Едим мы тут в среднем на 10 -11 долларов за двоих (с пивом). Еще тут буквально в каждом доме интернет, и мы перемещаемся весь день между интернетами, ресторанами и кафе. Еще открытие сегодня было - местный рынок. Это потрясающее место! Во-первых, тут продают еду. Местные бабки сидят и готовят тазиками всякие национальные блюда. Все стоит примерно в 4 раза дешевле, чем в ресторане. Мы решили не бояться антисанитарии и тоже съели жареную курицу с картошкой. Обалденно вкусно! Четверть курицы с гарниром стоит полтора доллара.

А еще здесь потрясающие фрукты. Очень красивые, спелые. И стоят девушки, которые прямо на месте вам сделают фруктовый салат. Стоит меньше доллара тарелка. Или можно купить большой кусок арбуза за 0,15 доллара. Мы первый раз в Боливии почувствовали удовлетворение от еды. Теперь будем ходить есть только на этот рынок. Правда, завтра мы улетаем в следующий боливийский город, и оттуда - в Рио де Жанейро.

1. Владислав | 01.15.2010 | ответить

Что забавно, стоило ли ехать на другой край мира чтобы оттуда размещать на drom.ru описания предыдущих путешествий? Только что увидел на drom Ваше путешествие в Египет.

1. Дмитрий Сапаров | 01.15.2010 | ответить

Отчет про Египет был отправлен на дром в середине декабря. Очерeдь…

2. Владислав | 01.15.2010 | ответить

Понятно теперь. Иначе было бы сильно удивительно. Кстати, про влажность 0 процентов на плато. Это Вы зря, на Земле мест с нулевой относительной влажностью нет, даже если специально задаться такой целью то выполнить такую задачу ой как не просто. На бытовом уровне в этом легко убедиться видя солёные водоёмы на плато - давление паров воды над рассолом не нулевое, а зная, что они высыхают легко прийти к выводу, что вода испаряется и присутствует в воздухе.

3. Дмитрий Сапаров | 01.15.2010 | ответить

Пардон, пропустили 1 когда писали текст. Влажность на высоте 5000 метров - 10%

4. vladimir | 01.01.1970 | ответить

может боливийцы самый улыбчивый народ в мире,просто они улыбаются так а грустят так , вы с этим делом разобрались? Жаль моего сына с вами не было,переводчиком был бы у вас,он фанат Латинской Америки.Можно отчёт когда закончите,я ему в Бостон пошлю? Спасибо вам огромное.Приезжайте к нам в Израиль,пустыни тут хватает и люди улыбаются традиционно

1. Дмитрий Сапаров | 01.17.2010 | ответить

Увы, но боливийцы, действительно очень угрюмы и недружелюбны. Это сейчас особенно чувствуется, когда мы вернулись в Бразилию. Какие тут жизнерадостные и приветливые люди на фоне боливийских соседей?!… А какие красивые?!… Мы обсуждали с туристами из других стран боливийцев, и, в основном, мнения совпадали. А в Израиль очень хочется. Вот, дождемся, когда окончательно отменят все визовые формальности, и приедем. Тем более, что в Израиле живут очень много моих школьных и институтских друзей.

5. vladimir | 01.17.2010 | ответить

Дима,никаких визовым формальностей нет,Ваучеры,приглашения-это просто рекомендация,а не обязательное условие .В ноябре приезжал ко мне друг из Питера,попросил меня выслать приглашение,я прислал ему бумагу,нотариально не заверенную,просто адрес и телефон мой указал,но даже это не спросили на границе.

1. Дмитрий Сапаров | 01.19.2010 | ответить

Спасибо! Будем иметь ввиду))

6. ollsuturina | 01.21.2010 | ответить

с удовольствием читаю о ваших приключениях…здорово.

1. Дмитрий Сапаров | 01.21.2010 | ответить

Спасибо!

7. ollsuturina | 01.21.2010 | ответить

Надо полагать. что самое дорогое-это билеты и визы? Вы сами себе маршрут планировали?!

1. Дмитрий Сапаров | 01.21.2010 | ответить

Билеты дорогие, а вот виза только в Базилию нужна была, Аргентина и Боливия безвизовые. Вообще Бразилия оказалась очень дорогой страной, Аргентина - вполне бюджетной, а Боливия - копеечная.

© 2009-2023 saparov.ru. Техническая поддержка Иван Куликов. Написать авторам сайта можно тут.